Кипиани Давид Давидович

КИПИАНИ ДАВИД ДАВИДОВИЧ

დავით ყიფიანი

 

В «Динамо» (Тбилиси) в 1969, 1971-82 годах.
Нападающий, полузащитник. Рост 184 см.
Род. 18 ноября 1951 года в Тбилиси.
Погиб 17 сентября 2001 года в Тбилиси.

Мастер спорта СССР (1971).
Мастер спорта СССР международного класса (1976).
Заслуженный мастер спорта СССР (1981).
Обладатель Кубка обладателей Кубков 1981 года.
Чемпион СССР 1978 года.
Обладатель Кубка СССР 1976, 1979 годов.
Серебряный призер Чемпионата СССР 1977 года.
Бронзовый призер Чемпионата СССР 1971, 1972, 1976 (весна), 1976 (осень), 1981 годов.
Финалист Кубка СССР 1980 года.
Лучший футболист СССР 1977 года и второй 1976 года (по результатам опроса еженедельника «Футбол»).
В списках 33 лучших лучших футболистов сезона в СССР — 8 раз, в том числе 2 раза — под №1 (1977, 1978 годы).

КЛУБНАЯ ИГРОВАЯ КАРЬЕРА:

1964 — СШ № 35 Тбилиси (тр. П.Челидзе)
1968 — «Локомотив» (Тбилиси)
1969«Динамо» (Тбилиси)
1970
— «Локомотив» (Тбилиси)
1971-82«Динамо» (Тбилиси)

СБОРНЫЕ КОМАНДЫ:

В составе сборной СССР в 1974-81 годах провел 19 матчей (7 голов).
В составе Олимпийской сборной СССР в 1975 году провел 5 матчей (2 гола).
Чемпион Европы среди молодежи 1976 года.


СТАТИСТИКА ЗА «ДИНАМО» (ТБИЛИСИ):

1969 (сезон 1, возраст 18) — заявка

1971 (сезон 2, возраст 20) — чемпионат (23-3), дубль (3+-3), кубок (1), международные (5-2)
1972 (сезон 3, возраст 21) — чемпионат (28-7), кубок (3), ЕК (2-1), международные (9-10)
1973 (сезон 4, возраст 22) — чемпионат (20-5), кубок (3), ЕК (5-3), международные (5-3)
1974 (сезон 5, возраст 23) — чемпионат (5-1 + 1), кубок (3-3)
1975 (сезон 6, возраст 24) — чемпионат (24-12), дубль (2+-1), кубок (2-1)
1976 (сезон 7, возраст 25) — чемпионат (18-9), дубль (1+), кубок (5-5), ЕК (2-1), международные (2-1)
1977 (сезон 8, возраст 26) — чемпионат (27-14), ЕК (5-2), международные (3-1)
1978 (сезон 9, возраст 27) — чемпионат (25-7), кубок (6-1), ЕК (4-1), международные (2-2)
1979 (сезон 10, возраст 28) — чемпионат (22-3), дубль (7), кубок (2-1), ЕК (4-2)
1980 (сезон 11, возраст 29) — чемпионат (31-8), кубок (7-3), ЕК (4), международные (6-2)
1981 (сезон 12, возраст 30) — чемпионат (18-8), кубок (1), ЕК (5), международные (4)
1982 (сезон 13, возраст 31) — чемпионат (4-2), кубок (1-2), ЕК (4)

Всего: сезонов (13), матчей: чемпионат (245-87 + 1), дубль (13+-4), кубок (34-16), еврокубки (35-10), международные (36-21)


ПРЕССА О ДАВИДЕ КИПИАНИ:

Газета «Советский спорт» (Москва) от 2 мая 1974 года:

САМЫЙ НУЖНЫЙ ГОЛ.
Этот молодой форвард еще в марте забил четыре гола в двух кубковых матчах тбилисского «Динамо». Продолжение последовало в апреле: Кипиани забивает гол в составе тбилисского «Динамо» (кстати, единственный пока гол на счету команды), четыре гола в составе молодежной сборной страны (последний из них — в позавчерашнем матче со сборной Венгрии) и, наконец, такой нужный гол в Зенице, где сборная СССР одолела финалиста чемпионата мира — сборную Югославии.
— Как вы оцениваете свою спортивную форму, Давид?
-Только как удовлетворительную. Поверьте, я не скромничаю. — Привычную форму я набираю к середине июня, когда «подходят» поля.
— В таком случае, как вы объясните свои успехи? Ведь в прошлом сезоне в матчах чемпионата вам лишь пять раз удалось забить гол.
— В прошлом сезоне я много матчей пропустил из-за травмы. Но не в этом дело. В нынешнем сезоне я, по существу, впервые стал играть в центре. Где только до этого я не играл — и на правом фланге, и на левом, и даже полузащитником. Я, впрочем, никогда не роптал: для того чтобы играть в своей, команде, я готов был, кажется, занять даже место в воротах.
— Но вы-то себя кем считаете?
— Прежде всего нападающим. Если же быть более точным — центральным нападающим. Ведь на это амплуа меня многие годы готовили в популярной тбилисской школе №35.
— Расскажите, пожалуйста, о своем пути в большой футбол.
— Пожалуй, он ничем не примечателен. Шесть лет я тренировался в школе у Бориса Челидзе, прекрасного воспитателя, которому я обязан буквально всем. Позже играл в тбилисском «Локомотиве», а в 1971 году Гавриил Дмитриевич Качалин привлек меня в тбилисское «Динамо».
Хорошо помню свой дебют в высшей лиге. В том же 1971 году в матче против «Пахтакора» меня выпустили на замену. Мы проиграли — .0:1, а я сыграл, довольно скверно. Разные с той поры были игры — и удачные, и не очень, но лучшей, на мой взгляд, я так еще и не сыграл.
— Как же вы оказались сейчас в центре нападения?
— У нас приболел Гиви Нодия.
— Но ведь болезнь его — вопрос времени?
— Я думаю, мы не станем соперниками. Гиви — прекрасный нападающий, каких, кстати, у нас немного. Он тонко чувствует игру, прекрасно разбирается в сложных ситуациях, и, я думаю, именно поэтому мы в центре смогли бы сыграть с ним вместе. Впрочем, я, кажется, вторгаюсь в ту область, где компетентен только тренер.
— В этом сезоне вы забили уже довольно много голов. Видимо, я не ошибусь, если наиболее памятным для вас голом назову гол в Зенице?
— Тут двух мнений быть не может.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о нем…
— Если откровенно — у меня немного побаливала нога. Но появился шанс сыграть в сборной — мог ли я от него отказаться?! Надеюсь, и Константин Иванович Бесков поймет и простит меня за то, что я скрыл от него легкое недомогание.
Гол же был забит так. Олег Блохин удачно проскочил по левому флангу и резко послал мяч в штрафную. И защитники, и я не поспели к передаче. Вижу, Володя Онищенко справа достает мяч. Я резко отбежал назад, и вовремя. Володя от самой линии ворот мягко откатил мне мяч. Заметив, что Марич задержался в центре ворот, хотя и бросились навстречу защитники, я успел ударить в верхний правый угол и… очутился в объятиях ребят.
Гол забил я, но если бы в футболе, как в хоккее, отмечали пас, Онищенко по праву разделил бы со мной успех.
— Что, на ваш взгляд, мешает нашим форвардам и вам, в том числе, чаще поражать цель?
— Все мы еще недостаточно техничны. Это основная причина, но не единственная. Наш средний, если так можно выразиться, защитник играет более цепко, более внимательно, нежели его зарубежный коллега. Его одним финтом не проведешь, и времени для обработки мяча он тебе не предоставит. А тут его союзником выступает и неровное поле. Вот и получается, что мы выступаем в неравных условиях. Полей хороших-то у нас почти нет, а на плохом поле создавать куда труднее, чем разрушать.
— Знаете ли вы за собой достоинства, недостатки?
— Я знаю только то, что люблю футбол. А для того чтобы любовь была взаимной, мне приходится много работать. Недостатков-то куда больше, чем достоинств. И физически мне надо подтянуться, и технику подработать, и удар поставить…
— Желаем вам в таком случае успешной игры и удовлетворения собой.
Ю.Сегеневич.

Глава из книги Л.Филатова «Форварды», Москва, ФиС, 1986 год:

Давид Кипиани.
Когда в декабре семьдесят седьмого журналисты выбрали Кипиани лучшим футболистом года, они не знали, что год спустя он получит золотую медаль чемпиона страны, еще через год вместе со своим тбилисским «Динамо» выиграет Кубок СССР, а весной восемьдесят первого — европейский Кубок кубков. Что ни говорите, регалии имеют над нами власть, в этом же предпочтении они не утяжелили чашу весов избранника. Выходит, все решило его бросавшееся в глаза искусство? Да, это так. И не оно одно.
Сезон семьдесят седьмого оставил о себе недобрую, тревожную память. Это тогда наша высшая лига погрязла в мелкотравчатых расчетах, чуть не половина матчей закончилась вничью. Среди тренеров объявились «теоретики-модернисты», бесстыдно высмеивавшие тех, кто пытался говорить о футболе как об игре красивой, увлекательной, имеющей обязанности перед аудиторией. В тот момент еще не пробил час «Спартака» и минского «Динамо» — они находились за пределами высшей лиги, и неизвестно было, на что надеяться.
Тбилисское «Динамо» оставалось островком футбольной игры, подобием заповедника, и к нему с надеждой обращались взоры. А в этой команде, ну совсем как сошедший со страниц Красной книги, возвышался человек, всем на удивление верный идеалам футбола, не желавший считаться с тем, что творится вокруг, игравший как ему подсказывало сердце. Голоса журналистов и были ему наградой за прекрасное чудачество. Тот референдум выбрал игрока и выбрал футбол, угодный людям.
Кипиани начал левым крайним нападения, находясь под влиянием своего предшественника Михаила Месхи, обожаемого тбилисским стадионом. Нелегко ему было выдерживать невольный конкурс.
Но вскоре футболу были предложены новые пьесы. Голландец Круифф со своей внешне вольной, но внутренне обоснованной и строгой игрой возбудил у многих желание ему следовать. Только оказалось, что его «монолог» мало кому по плечу. Передвижение по всему полю лишь наружная примета, суть была в удивительном понимании игроком всего происходящего и умении сделать все, что необходимо. Я видел Круиффа в нескольких матчах чемпионата мира 1974 года в ФРГ, когда он был уже знаменит. На первый взгляд он вел себя как ему было угодно — появлялся то в обороне, то в середине, то на передовой. И даже возникал вопрос: «А каково партнерам, не путает ли он их?» Вопрос быстро уходил за ненадобностью. Круифф настолько верно чувствовал командные задачи, что всегда оказывался там, где нужно, и партнерам не было нужды вертеть головой, чтобы его отыскать. Он был замешан во всех стоящих эпизодах, одни предвосхищал, другие создавал. Футбол был для него игрой мысли, а быстрота ног и покорность мяча его словно бы и не заботили, да и мы, зрители, разве что, уходя с матча, вдруг вспоминали, как он легко движется, как безукоризненно, невидимо техничен.
Кипиани оказался из тех немногих не только в нашем, а и в мировом футболе, кто сумел предложить собственный вариант «монолога». Точные повторы в таких случаях не то чтобы невозможны — они сковывают, оборачиваются школярством, а то и карикатурой. Игрок широкого профиля — назовем это так — был вытребован, вызван на поле вновь открытыми возможностями футбола, стал приметой команд высокого класса. Кипиани не подражал, он самостоятельно пришел к мысли, что способен осовременить, обогатить, двинуть вперед игру своего клуба.
Его исходной позицией стала середина поля. А можно сказать, что и все поле. Голы, им забитые, не оставляют сомнений в том, какой он был форвард. Его репутация ведущего игру диспетчера могла поспорить с репутацией форварда, А как он сновал возле своих ворот, если команде приходилось туго! Когда речь идет об игроке подобного образа действий, едва ли возможно выделять те или иные его качества. И все же, когда я мысленно представляю себе играющего Кипиани, то вижу, как он делает длинную передачу.
Длинная передача — это повеление игре перемениться, перестроиться, приказ разума. Дело зашло в тупик на левой стороне, мяч безысходно крутится, буксует в толчее, и тут кто-то решительно посылает его на правую сторону, — оказывается, там есть кому его подхватить, и атака из бестолковой и тесной вмиг превращается в свободную и опасную. Это всегда красиво и умно. Но такая передача не всем доступна не только по техническим причинам — она требует смелости, футболист должен презреть возможность ошибки, которую ему потом припомнят. Ошибался ли он? Конечно, но об этом не вспоминается. Уверен, что его партнеры, Рамаз Шенгелия, Владимир Гуцаев, Виталий Дараселия, помимо длинных передач Кипиани игры себе не мыслили — к хорошему ведь быстро привыкаешь! Так был создан рисунок, которому повиновалось тбилисское «Динамо», рисунок, позволивший команде несколько лет подряд славиться на европейской арене. Мне кажется, что в искусстве длинных передач Кипиани не имел себе равных не только в нашем футболе.
Играл ли Кипиани в сборной страны? Заглянув в справочник, мы обязаны ответить положительно. Если же довериться ощущению, тянет сказать, что не играл. Его появления в сборной были отрывочными, разрозненными, тренеры включали его в состав, словно идя на уступку. Он не был там основным, постоянным игроком, как Блохин, Чивадзе, Дасаев, Демьяненко, а в прошлом Шестернев, Воронин, Хурцилава, Иванов, Нетто, Яшин. Во времена Кипиани сборную формировали исходя из срочной, турнирной злобы дня, а не из интересов игры. Этот подход был практичным, до поры до времени гарантировал сносные результаты — не зря наша сборная приобрела репутацию крайне редко проигрывающей. Однако игровой аскетизм рано или поздно себя разоблачал и, как правило, в самые кульминационные моменты не позволял сборной ни подняться высока, ни зарекомендовать себя играющей оригинально, как это удалось, например, французской команде на чемпионате мира в Испании.
В прежние годы, если у тренера сильной, классной команды спросишь: «А почему у вас играет такой-то? Он же хуже остальных!» — обычно следовал ответ: «Да, но должен же кто-то бегать…» Сейчас картина обратная. Глядя на ловкого искусника, так и подмывает справиться: «Как он к вам попал?» И тренер, если ему хватит мужества, обязан сознаться: «Что поделаешь, кто-то должен же играть…» А можно обойтись и совсем без искусников — их ведь обуревают непонятные, опасные фантазии, тогда как если всем вести себя «попроще», «построже» и отработать положенное, то ничья уж точно будет в кармане.
Тбилисское «Динамо» крепло, поднималось и взор лило наконец, явив в своей судьбе самое прекрасное, что существует в футболе: единство игры и достижений. Этому взлету Кипиани отдал всего себя, пройдя весь путь от начала до конца. Его последний сезон стал и последним сезоном команды, круто, точно она была сбита на лету, спикировавшей в полосу кризиса.
Играя, Кипиани исподволь готовился стать тренером: приглядывался, записывал, размышлял, занимался самовоспитанием, учась хладнокровию, чтобы голова всегда оставалась ясной. Помня, как играл Кипиани, нетрудно представить, о какой команде он мечтает. Ему и поручили тбилисское «Динамо» в трудное время. Но это следующая страница, она открыта, озаглавлена и еще бела…